Архив новостей

Постановка целей


Эксперименты с гипнозом, эксперименты У. Пенфильда, эксперименты с искусственной и естественной гипермнезией и т.д., исследования савантов, аутистов, йогов, людей с фактически абсолютной памятью показали, что физически забывания не существует – где-то внутри все сохраняется и фиксируется во всей полноте текущего восприятия. Как писал А. Р. Лурия об испытываемом С. Шерешевском, который обладал в основном зрительной памятью: «...приходилось признать, что объем его памяти не имеет ясных границ» [253]. Но люди со словесным мышлением по одному слову забывают, меньше забывают люди с образным мышлением (зрительной памятью), аутисты, гении с целостным мышлением почти ничего не забывают, а йоги иногда вообще не могут забыть. Учитывая довольно позднее появление чувства времени у младенца и окончательного формирования словесного мышления у детей и взрослых, мы предполагаем, что забывание – это искусственный механизм, связанный с появлением «чувства времени» (которое невозможно при сохранении абсолютной памяти на чувства, ощущения, восприятия) и с появлением механизма выделения единичного из целого (другими словами, отделения от целого и целостной памяти).

Фокусирование невозможно без удаления (приглушения) остальной памяти – иначе при взгляде на любой объект, например квадрат, мы испытывали бы тот чудовищный обвал смыслов, который описывают аутисты («концентрация дает подключений такого количества возможных углов зрения, что за обвалом возникающих смыслов, плоскостей видения предмета, порой пропадает сам предмет...» [315]). Даже испытываемый А. Лурии С. Шерешевский, обладавший очень хорошей зрительной, но не абсолютной памятью, жаловался на трудности с лицами – они такие изменчивые! Чтение стихов доставляло ему муку – слишком много образов толпилось в сознании [цит. по 253].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42