Архив новостей

Постоянное самосовершенствование

 


 культурах может существовать свыше 200 названий комбинированных цветов (например, салатовый, малиновый, серебряный, сиреневый, пурпурный). Что происходит при убирании из языка эталонов? Во-первых, эталоны, как и названия красок, могут быть скрытыми – любые объекты с константным или выделяющимся цветом, которые человек учится выделять из окружающего: то есть находить, есть, использовать, бояться – это одновременно и названия-эталоны цвета, поскольку существуют скрытые названия. Зелень, кровь, песок, желчь – константные окраски, при их выявлении в языке речь о совсем примитивной модели цветов уже не идет. Но возьмем проблему в целом. Эти люди, предположительно, могут различать оттенки друг от друга в сравнении (например, в цветовом тесте), но без названия не выделяют их по отдельности (у них даже названий нет!), как большинство не выделяет ноты (без сравнения и камертона, по отдельности).

Можно сравнить с нотами – есть люди, которые вообще не различают ноты (психологи предполагают, что они используют тембровые механизмы для различения музыки, то есть не частоту, а тембр: низкий-высокий, грубый, тонкий), совсем как племя пираха по отношению к цвету (напомним, у тех в языке тоже только два слова для обозначения цвета: темный и светлый и сравнения); есть люди, которые наслаждаются музыкой, четко различают ноты в пассажах и что они разные, но названия нот определить даже с камертоном не могут; есть люди, которые могут определить ноту, но только в связке с известной нотой или с камертоном: им достаточно услышать известную ноту, чтобы в течение нескольких минут уверенно различать ноты – это называют обычным музыкальным слухом; есть абсолютный музыкальный слух, когда композитор различает любую ноту без опоры; есть люди, которые различают ноту любого звука – например, шума воды; есть аутисты, которые различают высоту любого звука в герцах с точностью до герца всегда. Впрочем, споры по этому поводу еще идут. Мы предполагаем такие же отношения с восприятием цвета: по утверждениям, некоторые ткачи четко разделяли сорок оттенков черного по их номерам. Интересно, что обычно мы с пониманием относимся к людям, которые не различают и не воспринимают ноты (хотя есть народы с тоновым языком, где таких почти нет), и в то же время агрессивно относимся к идее, что можно не различать и не воспринимать отсутствующие в языке цвета (не обязательно все племя и не обязательно не различать музыку в целом или нюансы музыкальных пассажей, а вот определить ноту – это для многих проблема), хотя это признанный исторический факт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17