[2005-05-04] Газета "Окружная правда" Дни культуры Агинского округа провел известный ансамбль "Амар Сайн" в УОБАО

Дни культуры Агинского округа провел известный ансамбль "Амар Сайн" в УОБАО. Последний раз агинцы приезжали в Усть-Ордынский округ в 2001 году. Тогда яркие выступления агинского ансамбля на сценах Домов культуры просто потрясли зрителей округа. По многочисленным просьбам жителей Боханского и Осинского районов артисты "Амар Сайна" дали концерты в этих районах. Государственный ансамбль песни и пляски "Амар Сайн" приехал на гастроли в Усть-Орду не первый раз. Вместе с артистами в Усть-Орду 18 февраля приехали председатель комитета по культуре администрации АБАО, директор ансамбля "Амар Сайн" и руководитель оркестра, который входит в состав ансамбля. Встретили гостей из Аги недалеко от поселка Усть-Ордынского — на барисе. Программа гастролей у ансамбля была очень насыщенной, поэтому гости сразу же приступили к работе: сначала встретились с журналистами, затем посетили окружной краеведческий музей, где агинцам показали экспонаты бурятской культуры и быта, шаманские обряды. После этого артистов встретили их коллеги из усть-ордынского государственного ансамбля "Степные напевы" в киноконцертном зале "Эрдэм" и подарили гостям обереги на счастье — миниатюрные шелковые мешочки с чабрецом. Вечером того же дня агинский ансамбль "Амар Сайн" дал концерт в усть-ордынском поселковом Доме досуга, так как сцена киноконцертного зала "Эрдэм" оказалась слишком маленькой для такого большого количества артистов — в составе "Амар Сайн" восемь танцевальных пар! Всадник на коне поразил агинских артистов С артистами агинского ансамбля "Амар Сайн" журналистам "Окружной правды" удалось встретиться во время подготовки к концерту. В гримерных комнатах царила суета — артисты утюжили наряды, делали макияж, репетировали прямо в коридоре. Бурятские и монгольские музыкальные инструменты для агинского оркестра делают монгольские мастера. Ятаги, монгольские шанзы и бурятские чанзы, иочен, моренхур, лимба — это далеко не весь перечень музыкальных инструментов, которые есть в оркестре. Бурятскую национальную музыку превосходно дополняют также контрабас и флейта. А Долгорма Мишикова, играющая в оркестре на шанзе из змеиной кожи, со школьной скамьи владеет гитарой и фортепиано. Агинские артисты остались довольны тем, как их приняли в Усть-Орде. Тех, кто приехал в УОБАО впервые, особенно поразил всадник на въезде в столицу округа. — Я в УОБАО уже второй раз, но прекрасно помню, как все были удивлены, увидев усть-ордынского наездника, — делится своими впечатлениями Баирма Базарова, артистка оркестра. — Сейчас состав ансамбля несколько изменился, на гастроли приехало множество новых людей, но реакция при виде всадника у всех та же самая — все фотографировались на фоне всадника, привязывали ленточки. — Это потому, что у нас на родине при въезде в Агу стоят три всадника на конях, — объясняет главный балетмейстер ансамбля Булат Балдандашиев, — но все три маленькие, с усть-ордынским и не сравнишь. Я такое большое сооружение впервые увидел здесь и, конечно, сфотографировался на память, чтобы родным и друзьям показать. Злых духов прогнали со сцены Концерт, который устроили агинские гости усть-ордынским зрителям, не ограничился песнями и танцами. Выступления представляли собой небольшие спектакли. Для постановки религиозного танца под названием "Мистерия отца" агинцы пригласили хореографа из Монголии. Артисты также продемонстрировали буддийский обряд цам — изгнание злых духов. Обряд издревле проводился в дацанах священнослужителями. Сегодня с возрождением дацанов возрождается и обряд цам. Зрители увидели сценический вариант этого священного действа. Духов от простых смертных отличить было несложно — разноцветные маски украшали головы актеров. Маски все разные — маленькие и большие, похожие на людей и быков. Маски слабых божеств сравнительно небольшие и весят около трех килограммов. Главные же божества символизировали огромные головы-маски, со страшными глазами навыкат и белыми клыками. Их вес составляет почти семь килограммов. Надевают их только мужчины — женщинам такая тяжесть просто не по силам. — Замечательны они тем, что подобных масок нет больше нигде в России, даже там, где развит буддизм: ни в Усть-Ордынском округе, ни в Калмыкии, ни в Туве, — уверяет артист Леонид Бабалаев, заслуженный работник культуры АБАО. — Эти маски — дело рук мастеров из Улан-Батора. Маска Жамсарана, или Будды в гневе, украшена по бокам и сзади разноцветными флажками, так что даже в дверной проем божество проходило с трудом. Маска сделана из папье-маше, а снаружи выделана настоящими кораллами. Монгольские умельцы сделали ее за 7 тысяч долларов. Даже издалека, со сцены, Жамсаран производил грандиозное впечатление, когда танцевал и размахивал мечом. Обряд изгнания злых духов продолжался недолго — головы божеств слишком тяжелы для продолжительного представления. После выступления артисты из Аги подарили своим усть-ордынcким коллегам отрез желтого шелка с пожеланиями на бурятском языке и подписями артистов. Такую память о себе оставляют агинские артисты там, где бывали на гастролях. В Бельгии, Франции, Монголии остались такие же куски шелка. Выступления агинских артистов смогли увидеть жители Тарасы, Бохана, Осы и Бильчира. 21 февраля гости отправились домой. Летом агинский ансамбль "Амар Сайн" побывает с концертами в Калмыкии и Монголии.