Архив новостей

Наблюдательность и конструкторская деятельность

 

 

Многие гениальные конструкторы полностью вели свою конструкторскую деятельность в уме. Это кажется парадоксальным, но большинство известных конструкторов не только могли создавать чертежи в уме, но некоторые из них даже «испытывали» свои конструкции в уме, рассчитывая математически их поведение в уме.

 Воспроизведение всех когда-либо виденных чертежей в уме (простейшая наблюдательность) после десятков тысяч упражнений приводит к умению строить чертежи в уме. Воспроизведение в уме объекта по чертежам и рисование в уме чертежей внешнего объекта при десятках тысяч упражнений приводит к навыку создавать любые чертежи по объекту и строить в уме любые объекты по чертежам.

Еще сто лет назад традиционная практика немецких инженеров включала большое количество упражнений на создание чертежей «с натуры». То есть будущие инженеры первые годы снимали чертежи со всего, чего только можно – им специально давали кучу механизмов, частей пароходов, самих судов и т.д. и т.п. Будущие конструкторы пароходов должны были набить руку на чертежах любых судов и их механизмов. Причем, чтоб понять нагрузку, им даваемую, нужно сказать, что, по академику А. Н. Крылов, «диплом» для немецкого судостроителя состоял из разработки проекта парохода своей конструкции, и этот проект обычно состоял из не менее чем 50 листов чаще всего формата А0 и неизвестного количества мелких чертежей. «Каждый студент составляет полный проект корабля, – вспоминал А. Н. Крылов, – со всеми расчетами и подробно разработанными чертежами машины, котлов и всех внутренних устройств корабля» [221]. По этим чертежам в мастерской при школе делалась модель парохода. При этом, конечно, не все было так беспросветно – для специализирующихся на судостроении нужно было полностью подробно дать чертежи самого судна, а котлы и механизмы – лишь общие чертежи, тогда как для машиностроителей наоборот – сам корабль общие чертежи, а машины, котлы и т.д. чертятся полностью подробно. При этом обмануть из-за необходимости постройки по чертежам моделей было практически невозможно.

Страницы: 1, 2, 3